puzzle

Знания величия

Великую державу отличают прежде всего развитая экономика и сытые граждане, считают россияне. Социологи ВЦИОМ решили узнать у граждан, чего должна добиться Россия, чтобы считаться великой державой. Ответ «иметь развитую современную экономику» набрал 50%, «обеспечить высокий уровень благосостояния граждан» — 31%, «иметь мощные вооруженные силы» — 26%, «развивать науку, внедрять высокие технологии» — 22%. Возрождение национальной культуры и духа, развитие демократии, мировое влияние — эти показатели набрали 10% и меньше.

И на вопрос «Что препятствует тому, чтобы Россия стала одной из ведущих держав мира?» граждане ответили так же: 49% назвали отставание в экономическом развитии. Вторая по важности причина — отсутствие национального единства — набрала лишь 17%, на уровне 13-15% также козни других стран, человеческие качества россиян, внутренняя политическая неустойчивость, отставание в уровне демократии.

С одной стороны, подтверждается тезис, что главный политический мотив для населения — это экономический мотив. Если граждан вовремя и правильно подкармливать, они будут считать страну великой и голосовать за кормящую власть. А всякие сложные вещи вроде духовности, демократии или мирового влияния — наносное.

С другой стороны, результаты опроса неутешительны. Развитая экономика в великодержавности занимала первое место все прошлые годы. То есть граждане невысоко оценивали ее состояние и до кризиса, и в разгар кризиса, и сейчас.

С третьей стороны, в ответах видна роль государственного пиара. Скажем, в 2008 г. из-за войны с Грузией сильно подскочила роль мощной армии, обогнав даже уровень благосостояния, — до 35% (в 2007 г. — 24%, в 2010 г. — 26%). В 2010 г. много говорят о развитии науки — ее роль выросла на 4% по сравнению с 2008 г. Интересно, что граждане не считают технологическую модернизацию самым важным для достижения великодержавности, и наоборот — по данным доклада Института социологии РАН и Фонда Эберта, укрепление могущества державы россияне вовсе не считают главным в модернизации страны.

Источник: Ведомости


19.10.2010 / BL-Ogilvy / RSS

Corporate

Consumer Marketing

Healthcare

Technology

Public Affairs